Червяков Евгений Трофимович

             (1925-2016)

   Машинист локомотивного депо станции Витебск Белорусской железной дороги, участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда (1976).

Тэги: Участники Великой Отечественной войны, Работники промышленности и транспорта

   Евгений Трофимович Червяков родился 29 апреля 1925 года в многодетной семье железнодорожного рабочего в местечке Шумилино. В семье было шестеро детей. Отец Трофим Устинович работал стрелочником. Когда Евгению было два года, умер отец, и все заботы о семье и хозяйстве легли на мать Елизавету Васильевну, старшего брата Александра и сестру Анну.

   В 1941 году Евгений окончил 8 классов. Когда началась Великая Отечественная война, вся семья была эвакуирована в город Чкалов, ныне Оренбург. В июле 1941 года Евгений поступил в железнодорожное училище №4 в г. Чкалове. Досрочно окончив учебу в училище и получив аттестат помощника машиниста паровоза, 30 июля 1942 года был зачислен в штат паровозного депо Чкалов в качестве помощника машиниста паровоза.

   В октябре 1943 года Евгения Червякова призвали в армию, зачислили в паровозную колонну № 960 особого резерва Наркомата путей сообщения, которая обслуживала второй и четвертый Украинские фронты, обеспечивая перевозку военных грузов к линиям фронта под постоянными бомбежками фашистов. Работая помощником машиниста, Евгений должен был держать давление в котле паровоза. Двигались исключительно ночью. Танки, пушки, боеприпасы, самолеты с демонтированными крыльями перемещали к линии фронта. Разгружали поезд весом до 1500 тонн не более получаса. В высвобожденных вагонах в тыл отправляли раненых.

   В конце декабря 1944 года паровозную колонну № 960 перебросили на Омскую железную дорогу для оказания помощи в доставке войск на Дальний Восток. Юный железнодорожник Червяков зарекомендовал себя как ответственный и трудолюбивый работник. Он был удостоен нагрудного знака «Отличный паровозник», также был отмечен благодарностями и двумя медалями.

   С 1945 года Евгений Трофимович работал в паровозной колонне № 92 на Омской железной дороге. В 1947 году вернулся в Беларусь и устроился работать в паровозное депо станции Витебск. Закончил дорожно-техническую школу машинистов при Оршанском отделении Западной железной дороги. С 1951 года стал машинистом паровоза. В 1961 году окончил курсы машинистов тепловоза в Гомеле. В 1965 году Е. Т. Червяков одним из первых начал осваивать локомотив ТЭ-5478. В апреле 1965 года ему доверили провести первый на БЖД грузовой поезд на тепловозной тяге. Общий вес поезда составил тогда 3200 тонн, что было намного больше, чем могли везти паровозы.

   В скором времени Червяков довел средний вес каждого из своих поездов до 5000 тонн. Только за восьмую пятилетку (1966-1970) он перевез сверх нормы 140 000 тонн грузов. В 1969 году старший машинист Червяков получил второй класс, а спустя два года – первый класс квалификации. За успехи в выполнении заданий восьмой пятилетки он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а его профессиональное мастерство отмечено знаком «Почетному железнодорожнику».

   С началом девятой пятилетки (1971-1975) передовой машинист Червяков перешел в пассажирское движение, трудился также ударно. Работу его бригады характеризовали исключительная дисциплина, четкость действий и знание техники, что позволяло добиваться стабильно высоких показателей в работе. За период девятой пятилетки Евгений Трофимович подтвердил свою квалификацию первоклассного машиниста.

   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1976 года «за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий девятой пятилетки и социалистических обязательств» Евгений Трофимович Червяков удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

   В 1976 году Евгений Трофимович перешел на работу машинистом-инструктором в маневровую колонну, обучил своей профессии около семидесяти учеников. В 1985 году вышел на пенсию, но продолжал трудиться до 1991 года.

   Е. Т. Червяков принимал самое активное участие в общественно-политической жизни страны. Был членом ЦК КПБ, Витебского обкома партии, членом парткома депо, был делегатом XXIV и XXVI съездов КПСС, XXVIII съезда КПБ, XIV съезда профсоюзов БССР. Избирался членом ЦК ВЦСПС, депутатом Витебского областного и городского Советов депутатов.

   Е. Т. Червяков награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1971), двенадцатью медалями СССР, отмечен нагрудными знаками «Почетному железнодорожнику» (1971), «Отличный паровозник» и «Отличный работник Белорусской железной дороги».

   Умер Евгений Трофимович Червяков 30 мая 1916 года.

   Буткевич, С. Наставник / С. Буткевич // Знаменосцы трудовой славы / сост. Г. С. Гужва, В. Г. Скопа, Е. Я. Рыклин. – Мн., 1984. – С. 321-325.

   Чарвякоў Яўген Трафімавіч // Памяць: гіст.-дакум. хроніка Віцебска: у 2 кн. / рэдкал.: Г. П. Пашкоў [і інш.]; склад. А. І. Мацяюн. – Мн., 2003. – Кн. 2. – С. 485.

   Червяков Евгений Трофимович // Регионы Беларуси: энцикл. в 7 т. Т. 2. Витебская область: в 2 кн. / редкол.: Т. В. Белова (гл. ред.) [и др.]. – Мн., 2011.- Кн. 2. – С. 586.

   Червяков Евгений Трофимович // Слава и гордость земли Витебской: биогр. справ. / сост. М. Н. Пригожий; редкол.: М. П. Кузьмич [и др.]. – Витебск, 2009. – С. 315.

   Червяков Евгений Трофимович // Твои герои, Беларусь! Герои Социалистического Труда: биогр. справ. / [сост. И. Н. Кулан, В. И. Козак, Е. Е. Соколов; под общ. ред. А. Н. Новикова]. – Мн., 2014. – С. 232.

 

   Буткевіч, С. Графік руху / С. Буткевіч // Віцебскі рабочы. – 1981. – 11 лют.

   Бялінскі, М. Віншаванні герою / М. Бялінскі // Віцебскі рабочы. – 1976. – 17 сак.

   Бялінскі, М. Шлях героя / М. Бялінскі // Віцебскі рабочы. – 1976. – 2 крас.

   Газин, Д. Не стой, паровоз, и стучите колеса… / Дмитрий Газин // Витьбичи. – 2000. – 28 апр. – С. 7.

   Дроздова, Н. Есть только миг… / Наталья Дроздова // Витьбичи. – 2015. – 30 апр. – С. 2.

   Дроздова, Н. Но менять не любил я пути… / Наталья Дроздова // Витьбичи. – 2010. – 24 июня. – (Прил.: Вечерний Витебск. – С. VI).

   Камлева, Н. С мечтой о мирном небе / Наталья Камлёва // Витебские вести. – 2015. – 30 апр. – С. 3.

   Кузьміч, Т. Пуцёўка на служэнне чыгунцы / Таццяна Кузьміч // Віцебскі рабочы. – 2013. – 2 сак. – С. 3.

   Кузьміч, Т. Франтавая загартоўка / Таццяна Кузьміч // Звязда. – 2015. – 22 жн. – С. 5.

   Кузьміч, Т. Чыгунцы аддадзена паўвека / Таццяна Кузьміч // Вiцебскі рабочы. – 2006. – 30 мая.

   Медаль за бой, медаль за труд / подгот. В. Сеньков // Витьбичи. – 2016. – 23 янв. – С. 11.

 

   Червяков Евгений Трофимович [Электронный документ] // Герои страны. – Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=25085. – Дата доступа: 10.05.2020.

                              

                           

Воспоминания

участника

Великой Отечественной войны

ЧЕРВЯКОВА

Евгения Трофимовича

29.04.1925 г.р.,

Героя Социалистического Труда,

ветерана Локомотивного депо Витебск

Белорусской железной дороги

   Номинация: «Железнодорожники в годы Великой Отечественной войны и их вклад в Победу».

   Адрес: г.Витебск, ул. Чехова, д.17, к.1, кв.8.

   Тел.: (0212) 65-07-73; МТС 8955796

   Последующим поколениям и нашей молодежи с вершины моих прожитых 90 лет. По годам это, вроде, много, по памяти – один миг. Вот и хочу я рассказать про этот мой «миг»:

   Я, Червяков Евгений Трофимович, родился 29 апреля 1925 года в семье крестьянина – железнодорожника в местечке Шумилино, ныне районный центр Шумилино. В семье было шестеро детей, четыре сестры и два брата. Отец Червяков Трофим Устинович работал на станции Шумилино стрелочником. В 1927 году отец умер, и все заботы легли на мать и подростков – брата Александра и сестру Анну.

   В 1933 году поступил в школу и 1941 году, окончив 8 классов,  любуясь проносившимися мимо станции поездами, написал сочинение «Хочу быть машинистом». Но путь к заветной цели оказался долгим, тяжелым и опасным. Когда началась Великая Отечественная война, вся семья была эвакуирована в город Чкалов, ныне Оренбург. В глубоком тылу пришлось стать опорой в многодетной семье, а мне было только 16 лет.

   В июле 1941 года поступил в железнодорожное училище №4 в г. Чкалове Чкаловской области на помощника машиниста паровозов. Вечерами работал на строительстве оборонных заводов. В этот критический час стране не хватало железнодорожных бригад. Досрочно окончив учебу в училище и получив аттестат помощника машиниста паровоза, 30 июля 1942 года был зачислен в штат паровозного депо Чкалов в качестве помощника машиниста паровоза.

   17 летний юноша предстал перед нарядчиком паровозных бригад депо. В этот момент подошел машинист и нарядчик сказал, что помощниками машиниста будут Червяков и одна девушка. «Эти шуточки не к месту» – рассвирепел машинист. Ведь поезд с военным грузом направлялся под сражавшийся Сталинград. Но заменить нас, молодых ребят, было некем, и мы отправились в первый рейс, который был не из легких.

   И откуда у нас только брались силы?! Девушка, татарка Катя, оказалась выносливой и смекалистой, да и я не подкачал. Выбиваясь из сил, мы исправно кочегарили топку, поддерживая пар в котле паровоза. После поездки  спал беспробудно целые сутки. Машинист после возвращения из рейса заявил нарядчику, чтобы оставили ему эту молодую трудолюбивую бригаду.

   Многое можно сейчас вспоминать, но ясно одно – военное время, требовало необыкновенной находчивости, мужества, выносливости, мастерства, ответственности, требовало все отдать для Победы.

   В 1943 году, как призывник в армию был направлен в особый резерв паровозной колонны (ОРПК) №960, которая формировалась на Оренбургской железной дороге. Это была одна специальная колонна с паровозами с конденсацией пара серии «СО» для юга Украины с жесткими водами. Колонна состояла из 50 паровозов и бригадами. Паровозы могли проходить по 300-500 км без набора воды и тем самым сохраняли котлы от накипи и ремонта.

   Колонна была придана 2-му и 4-му Украинским фронтам и обеспечивала перевозку военных грузов к линиям фронта. Немецкая авиация охотилась за поездами и первой целью, конечно, был паровоз, как движущая сила состава. Старались по указаниям фронта подавать составы к точкам ночью, как, например, под Севастополем, ближе не было возможности из-за взорванного моста над пропастью Мекеньзевых гор, где-то 15-20 км от Севастополя.

   Разгрузка состава 1500 т осуществлялась всего за 20-30 мин. силами фронта и, тут же, порожняк уводили обратно, а на это место подавался другой состав со ст. Сгорень и т. д. К составу, следующему к линии фронта, где то за 100-150 км ставили в хвост прикрытие из 2-х 20-ти тонных вагонов со снятыми крышами, в которых находились скорострельные зенитные пушки и зенитные пулеметы и в дневное время фашистские летчики боялись снижаться низко и их бомбометы очень редко достигали цели.

   Еще в 1943 году не доехав, до пункта назначения наша сплотка (5 паровозов, 5 теплушек) была подорвана на разъезде Кокино на входной стрелке. Один паровоз был поврежден и отправлен в заводской ремонт. В другом случае во время следования нас обнаружил в предрассветном времени фашистский самолет и, зайдя с хвоста, решил уничтожить паровоз и сбросил 6 небольших авиабомб, но мы его видели и поняв его маневр резко остановили поезд. Бомбы упали вперед метров за 70-100 между полотном и телеграфными столбами. Увидав промах, он резко развернулся и обстрелял паровоз с пулемета, пробив сухопарник котла и срезав большой угол вагона-теплушки. В пробоину забили металлическую заглушку, подняли пар, осмотрели впереди путь и продолжали движение.

   Это один из немногих случаев воспоминаний за один год и четыре месяца фронтовых дорог колонны, которая вступила за фронтом до границ Румынии.

   В конце декабря 1944 года по приказу ГКО и НКПС колонну перебросили на Омскую железную дорогу для оказания помощи дороге по переброске войск на Дальний Восток.

   Вернулся я в Витебск в 1947 году, окончил школу машиниста паровоза, а в 1961 – машиниста тепловоза. Работал машинистом и с 1976 года машинистом-инструктором до ухода на пенсию.

   В начале апреля 1965 года на Белорусскую железную дорогу в депо Витебск прибыло два первых новых тепловоза серии ТЭЗ в собственность дороги. А 10 апреля 1965 года на участках Витебск-Полоцк на тепловозе ТЭЗ-5478 мною и на участке Витебск-Орша на тепловозе ТЭЗ-5477 под управлением машиниста Пиульского Г.С. было положено начало перехода дороги и депо на тепловозную тягу поездов.

   Отмечен наградами и грамотами. В 1976 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда, награжден орденами «Ленина», «Трудового Красного Знамени» и двенадцатью медалями СССР.

   Награжден знаками «Почетному железнодорожнику», «Отличный паровозник» и «Отличный работник Белорусской железной дороги».

   В прошлом избирался делегатом XXIV и XXVI съездов СССР, XVII съезда профсоюза СССР, членом ЦК профсоюза СССР, XXVIII съезда БССР, кандидатом в члены ЦК КПБ, членом ЦК КПБ, ХVIII съезда профсоюза БССР. Многократно избирался депутатом областного и городского Совета депутатов.

   Достигнутый опыт и знания прошедших лет я воплотил в мирное время, работал без браков и выговоров, в трудовой книжке только благодарности и поощрения.

   Так я закончил свой «Миг» в 1991 году.